Петра

Аль-Батра, город красной розы,
столица Набатейского царства
На западных склонах массива Джабал ал-Шара находится необычное место - Петра, высеченный в скалах город, древняя столица Набатейского царства, которое с III века до н.э. по I век н.э. владело территориями современных стран Ближнего Востока.
Город поражает красотой природного ландшафта, архитектурными шедеврами и чудесами инженерной мысли.

Естественная защищенность скалами, плодородные земли долины Вади-Муса, благоприятные для земледелия и скотоводства, пересечение торговых путей, по которым шли караваны с шелком, специями и драгоценными камнями на север и восток, - все это позволило создать великую столицу, с дворцами, храмовыми комплексами, монументальными зданиями, высеченными в горных склонах из красного песчаника. Песчаник придает сооружениям розовато-красный оттенок. Вероятно, по этой причине набате называли Петру «Ракму» - «красочная».

Эль-Хазне
В город, затерявшийся в горах, ведет Сик - узкое ущелье длиной 1,2 км. Во времена набатеев Сик был вымощен известняком, оборудован дамбой и системой водоснабжения.

В самой узкой части ширина Сика всего два метра, отчего возвышающиеся по обеим его сторонам стометровые скалы выглядят еще более впечатляюще. Цвета скал здесь в основном красно-коричневые; время, ветер и дождь привели к эрозии и придали им причудливые формы. Во многих местах можно увидеть фрагменты каменных лестниц, ведущих к заброшенным святилищам.

В конце темного ущелья, после многочисленных поворотов и изгибов тропы, расположено наиболее известное и значительное сооружение в Петре - Эль-Хазне.
Свое название она получила потому, что бедуины полагали, что в урне, установленной на этом памятнике, находится сокровищница (hazna) фараонов.

Хазне - один из самых загадочных памятников античности. Хотя его назначение как погребального сооружения в общем уже не вызывает сомнений, остается еще много нерешенных вопросов - о его стиле и датировке, характере эллинистических, египетских и ближневосточных влияний.

Мавзолей полностью высечен в скале. Строительство велось сверху вниз, без лесов, на головокружительной высоте. Песчаник – твердая, но хрупкая порода. С помощью деревянного клина откалывались нужного размера куски породы, а затем в ход шло зубило. Каменщики-строители и камнетёсы-скульпторы работали синхронно.
Нижний этаж этого монументального сооружения напоминает греческий храм. Шесть коринфских колонн (одна из них - третья слева - в настоящее время отсутствует) поддерживают невысокий фриз, на котором между элементами растительного орнамента попарно изображены грифоны, опирающиеся на вазу. На фронтоне изображен барельеф орла и символ Исиды - солнечный диск с рогами. Между двумя правыми и двумя левыми колоннами архитектор расположил рельефные изображения Диоскуров, на фризе - изображения львов.

Первое, что бросается в глаза на верхнем этаже Хазне, - ротонда (толос), завершающаяся урной, и по бокам два полуфронтона, покоящиеся, на паре коринфских полуколонн. Центральная фигура, изображенная здесь, - Фортуна, держащая в правой руке патеру, а в левой - рог изобилия. По бокам, непосредственно над Диоскурами, находятся изображения амазонок, а в глубине, по обе стороны толоса, высечены рельефы Победы (Нике).
Наиболее вероятной кажется датировка Хазне I веком н.э. Предназначалось это погребальное сооружение для Ареты IV и его первой жены Хулду.
В окрестностях Петры было обнаружено около 107 гробниц со скамьями внутри, и ученые предполагают, что некоторые из них использовались не только в специфических, но и в утилитарных целях - там ели и даже спали.
Монастырь Ад-Дейр - вторая по значимости достопримечательность Петры. Высота монумента 45 м, ширина - 50 м. Высота урны наверху фасада - 10 м. Название «Монастырь» происходит от множества крестов, вырезанных на задней стене, что позволяет предположить, что это сооружение использовалось первыми христианами в IV в., привлеченными его уединенным расположением.
Ад-Дейр
Первоначально это был набатейский храм, однако некоторые ученые склонны считать это место недостроенной гробницей одного из набатейских царей (о том, что гробница не достроена, свидетельствует отсутствие в нишах каких-либо статуй или иных украшений). Так же как Хазне, это здание датируется I в. н.э. Оно выдержано в том же стиле, хотя камень, использованный для Ад-Дейра, более желтый, а его линии более смелые и внушительные.
Театр
В 300 м слева от Сика находится театр. Несмотря на то что здание сильно повреждено эрозией, оно все еще впечатляет своими размерами и удивляет масштабами работы, которая потребовалась для того, чтобы высечь в скальной породе 40 рядов сидений.

Он так же был построен во времена Ареты IV (I в н.э.). Позже был перестроен римлянами, захватившими Петру в 106 г. Театр вмещал около 8000 зрителей.

ТеаТр
Каср Аль-Бинт (Дворец фараона, или Дворец дочери фараона) - важнейший набатейский храм Петры, построенный в I в. н.э.
Фасад здания сложен из блоков многоцветного, главным образом, красноватого песчаника; его высота местами достигает 25 м. При строительстве набатейские мастера придерживались древнесирийской традиции - использовали деревянные балки для подкрепления стен изнутри. Внешние и внутренние стены дворца были отштакутурены и орнаментированы.
Каср Аль-Бинт
В центре раньше была расположена статуя божества; бюсты людей, стоявшие в нишах, были уничтожены во времена борьбы с язычеством.
Раскопки 50 - 60-х гг. 20 в. позволили установить здесь наличие театрона - священного участка, простиравшегося примерно на 200 м вдоль южного берега Вади-Муса, от монументальной арки до здания храма. Театрон был обнесен мощными стенами, перед которыми располагались скамьи для зрителей и участников религиозных церемоний.

Кому был посвящен храм, определить пока не удается, однако не исключено, что Душаре (верховное божество в пантеоне Набатеи, покровитель Петры. Во всяком случае, находка в пределах театрона посвятительных надписей II - III вв. на латинском и греческом языках показывает, что строение, даже после создания провинции Аравии, сохраняло значение культового центра, связанного с почитанием одного из важнейших, а может быть, и самого главного местного бога.
Археологические раскопки, проведенные в Петре, доказывают, что набатеи были знакомы с основами гидравлики и гидротехники. Бьющие в окрестностях источники обеспечивали водой лишь небольшое число жителей. Интенсивное развитие города и сопутствующий ему рост населения вынудили набатеев построить систему водопроводов и водохранилищ. Даже сегодня на склонах ущелья Сик можно увидеть высеченный в скалах водопровод - желоба, по которым вода текла из запруды, где скапливалась дождевая вода. А канализационные трубы и остатки терракотовых труб водопровода видны вдоль стен с наружной стороны ущелья.
Столь развитые технологии и легендарные богатства не смогли обеспечить Петре мирное существование. В I веке н.э. римляне вынудили набатеев платить дань, а на рубеже 105 - 106 гг. император Траян включил набатейское царство в состав созданной провинции Аравия. В последующие века торговые караваны стали проходить по другому маршруту. Это спровоцировало начавшийся с III века постепенный упадок города. Большая часть жителей покинула Петру в IV веке после разрушительного землетрясения. Когда в IV веке арабы завоевали ее, город был уже лишь воспоминанием о былом великолепии. На протяжении многих сотен лет он пребывал в забвении. О существовании Петры знали лишь бедуины, старательно оберегавшие ее от чужеземцев.

Петру вернул миру швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт. В 1812 году, путешествуя из Дамаска в Каир, он услышал рассказы о прекрасном, высеченном в скалах городе. Эти рассказы показались ему настолько неправдоподобными, что он решил собственными глазами убедиться в их истинности. Хитростью получив согласие, он вступил в долину, и то, что он увидел, превысило его самые смелые ожидания.

После этого открытия археологи появились в Петре лишь в 1929 году, а большая часть города была открыта в 1958 году. Сегодня Петра внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007 году город был включен в список Новых семи чудес света.
В Петре постоянно живут бедуины. У них есть телевизоры, компьютеры и интернет прямо в пещерах. Несколько десятков лет назад правительство построило для них современные дома, но большинство семей продолжает жить традиционным укладом. Дома пустуют. У бедуинов можно выпить чай или кофе, купить сувениры.

Стоимость билета для тех, кто остаётся минимум на одну ночь в Иордании:
1 день в Петре — 50 JOD (70 долл. США)
2 дня — 55 JOD (78 долл. США)
3 дня — 60 JOD (85 долл. США)
С Jordan Pass — бесплатно.
Стоимость для тех, кто не остаётся на ночевку в Иордании: 90 JOD (127 долл. США).
Для тех, кто едет в Петру в свой первый день в Иордании, билет будет стоить 90 JOD. На следующий день нужно вернуться в кассу, чтобы получить возмещение 40 JOD.
sbermarket.ru